Эта группа команд предназначена для организации правильной последовательности выполнения программы. Сюда входят команды безусловного и условного переходов, команды вызова подпрограммы и возвращения к главной программе. Все команды этой группы на флаги влияния не оказывают. Команды безусловного перехода выполняют специальные операции над содержимым счетчика команд. Команды условного перехода обеспечивают необходимое ветвление программы путем анализа состояния одного из четырех флагов: нуля, знака, четности и переноса, коды которых указаны в табл. 4.4.
Команда JMP <В2> <ВЗ> — трехбайтовая команда передает управление команде по адресу, содержащемуся в третьем и втором байтах текущей команды. Это осуществляется путем записи содержимого третьего и второго байтов команды в счетчик команд (рис. 4.11,а). Как уже отмечалось в § 4.3, счетчик команд представляет собой 16-разрядный регистр, содержащий адрес, по которому можно обратиться для считывания очередного байта команды. Восьмеричный код этой команды - 303 Q.
Команды CALL и RET — команды безусловного перехода. Первая из них передает управление подпрограмме, прекращая выполнение основной программы; вторая передает управление главной программе, возвращаясь к ее выполнению (рис. 4.11,£, в). Первая команда — трехбайтовая. Восемь старших разрядов адреса следующей команды пересылаются в ячейку памяти, адрес которой на единицу меньше содержимого указателя стека. Восемь младших разрядов адреса следующей команды пересылаются в ячейку памяти, адрес которой на две единицы меньше содержимого указателя стека. Содержимое указателя стека уменьшается на две единицы. Управление передается команде, адрес которой размещается в третьем и втором байтах команды CALL
Рис. 4.11. Примеры размещения некоторых команд переходов в байтах
Команда RET — однобайтовая. Ее восьмеричный код — 311Q (код предыдущей команды CALL — 315Q). В процессе выполнения этой команды содержимое указателя стека получает приращение на две единицы.